Детство, опалённое войной
Анатолий Станиславович Верстак – коренной зельвенец. Родился в начале 30-х годов прошлого столетия в семье крестьян. Родительский дом стоял на Советской улице, где теперь расположено общежитие с номером 28 в адресе. Семья имела больше 10 гектаров земли, 7 сенокосов, 7 коров, 4 лошади и 2 жеребёнка. С раннего детства Анатолию и его старшему брату Иосифу приходилось много и тяжело работать. Уже в семь лет мальчишка мог запрячь коня, а в двенадцать – укладывать снопы на повозку. К сожалению, мама мальчиков умерла очень рано. Отец женился на другой женщине, которая сама была очень трудолюбивой и всех ребят (позже родились ещё двое детей) приучила к работе, как по хозяйству, так и на поле. Именно на поле, при выпасе скота, Толю застала война.
– За аэродромом, который размещался приблизительно на месте теперешнего парка «40 лет Победы», было хорошее пастбище, – вспоминает мужчина. – В то воскресное утро ничего не предвещало беды. Вдруг послышался громкий гул самолётов, и мы увидели в небе страшных чёрных стрекоз. Это была немецкая авиация, которая наступала со стороны деревни Бережки. Самолёты летели настолько низко, что можно было разглядеть пилотов. Как только эскадрилья выровнялась с аэродромом, открыла огонь. Затем одно звено полетело на посёлок, а второе – в направлении Волковыска. Над Зельвой визг бомб смешивался с гулом взрывов, всё горело. Только к вечеру бомбёжка прекратилась, и мы смогли вернуться домой. На следующий день – очередной обстрел. Были взорваны мосты шоссейный и железнодорожный) через Зельвянку, фабрика, лесопилка и многие частные дома. Танки двинулись по улице 17 Сентября в сторону Деречина, но около мельницы завязли в глубокой реке. Оставшаяся тяжёлая техника развернулась и по улице Пушкина пошла в сторону Каролино. Через некоторое время высадился десант. Немцы быстро оккупировали Зельву, обыскивали подвалы, вытаскивали оттуда людей и проверяли, нет ли среди них военных.
В памяти собеседника навсегда останутся моменты, когда подростки, не до конца понимая опасность, передавали военнопленным Красной Армии сало и хлеб. Временный лагерь, который немцы соорудили в низине от горы, был обнесён колючей проволокой и с четырёх углов охранялся постовыми.
– Неподалёку от лагеря мы пасли коров, немцы не запрещали нам сидеть возле проволоки, – вспоминает Анатолий Станиславович. – Мои друзья наблюдали за постовыми и предупреждали меня, когда те отворачивались или отвлекались. В эти считанные секунды мне и удавалось перебросить кое-какие продукты нашим, в основном раненым, солдатам.
А однажды Толя и вовсе оказался на волосок от гибели. В годы войны в здании нынешней милиции обосновались немецкие пограничники. Как-то в их руки попались Толя и его друг Гена. Мальчиков подозревали в том, что они клали камни на рельсы, из-за чего гружёные эшелоны останавливались. Чтобы ребята признались в содеянном, их жестоко избивали. А затем приказали стать на колени и рассказать обо всём. Но Толя ослушался приказа, за что немец прострелил ему ногу. От пыток и, возможно, смерти уберегла женщина-еврейка, которая хорошо разговаривала на немецком языке и убедила карателей в том, что возле железной дороги бегали не эти мальчики.
…Военные события не стали препятствием для учёбы Анатолия. Отец был грамотным и по мере возможности занимался с детьми. Учил математике, читать и писать, музыке. Анатолий Станиславович теперь и предположить не может, откуда папа приносил книги на русском языке, ведь достать их в то время было очень тяжело. В школу пошёл переростком. Учился хорошо. Сегодня с гордостью вспоминает оценки в дневниках и ведомостях, которые сохранил и позже передал в музей «Светоч» СШ №3.
Жизненные университеты
В 1954 году, сразу же после окончания школы, Анатолий Верстак получил повестку для прохождения службы в рядах Советской Армии. Был призван на Балтийский военно-морской флот, где с первых дней зарекомендовал себя грамотным, дисциплинированным и ответственным рядовым. Вскоре ему было присвоено звание старшины первой статьи. Анатолий Станиславович считает, что знаний много не бывает и человек должен постоянно учиться. И сейчас он каждый день уделяет время изучению документов и прочтению исторических книг. А тогда, в молодые годы, стремился постичь экономические науки. Поэтому после службы поступил в Московский кооперативный институт. Получив диплом экономиста, вернулся на малую родину.
Первым местом работы в Зельве стал комитет по физкультуре и спорту райисполкома (в конце 50-х он назывался райсоветсоюз РКФК и спорта). Как руководитель Анатолий пропагандировал здоровый образ жизни, активные виды спорта, инициировал командные соревнования (в 1957 году закончил республиканские курсы по переподготовке председателей РКФК и спорта, где освоил строительство спортивных объектов и методику проведения соревнований). Он рекомендовал в каждом колхозе района обустроить футбольные поля. Примером послужил субботник, во время которого представители райисполкома вместе с жителями посёлка построили футбольное поле (на месте нынешнего стадиона СШ №2). Вскоре здесь был организован первый турнир среди работников колхозов других районов области.
Организаторские качества молодого специалиста поспособствовали созданию в районе нескольких команд: по футболу, волейболу, баскетболу, лёгкой и тяжёлой атлетике. В те дни, когда проходили соревнования на местном стадионе, трибуны были переполнены болельщиками. Зельвенцы любили спорт. В первом областном соревновании по тяжелой атлетике наши земляки заняли 2-е место. В Зельве был организован первый в области шашечный турнир. Приблизительно в начале 60-х годов в посёлке построили тир и начали проводить соревнования по стрельбе.
В 1957 году Анатолия Верстака избрали в ряды коммунистической партии, а спустя пять лет ему предложили должность инструктора-организатора Волковысского райпотребсоюза (в 1962 году Зельвенский район упразднили, его части присоединили к Волковысскому, Мостовскому и Ружанскому районам). С 1963 года мужчина руководил Кремяницким, с 1966-го – Зельвенским потребобществом. Работая на ответственной должности, председатель райпо старался строить сельские магазины и объекты питания. С его участием были открыты магазины в Станелевичах, Самаровичах, столовая в Кремянице и т.д.
Немаловажным аспектом работы было выполнение плана по товарообороту. Предложение Анатолия Станиславовича реализовывать зельвенские промышленные товары в соседней Украине нашло поддержку у работников торговли и поспособствовало выполнению поставленных перед кооперацией задач.
С 1969 по 1971 годы Зельвенская заготконтора находилась в расцвете производственной деятельности. Объёмы заготовок картофеля достигали 8 000 тонн, других овощей – 5 000 тонн и реализовывались в Москве, Ленинграде, Златоусте, Кишинёве и т.д.
На должности председателя Зельвенского поссовета Анатолий Верстак трудился более 14 лет. Работал добросовестно, ответственно, отличался внимательным отношением к просьбам и предложениям избирателей. Многие проблемы людей удавалось решать положительно, как и реализовывать многие задумки. По инициативе и при участии Верстака, с помощью руководителей райисполкома, облисполкома, райкома партии в Зельве были построены гостиница, детские сады по улицам Пушкина и Чапаева, больница, здание поссовета, асфальтобетонный завод, несколько многоквартирных домов и др. Благодаря огромной поддержке заместителя министра по архитектуре и строительству А.И. Верстака активно велось благоустройство посёлка. Деловые качества пригодились мужчине, когда три года он возглавлял организационно-инструкторский отдел райисполкома.
Будучи директором райтопсбыта (1988-1999 гг.), Анатолий Станиславович поставил цель усовершенствовать работу организации, обновить технику и обеспечить население топливом. Трудолюбие и настойчивость в скором времени позволили выполнить задачу. Спустя полгода-год были обновлены технический и тракторный парки, брикетом и углём обеспечивались ветераны войны и труда, пенсионеры, одинокие старики, семьи с маленькими детьми. Заботился Анатолий Верстак и об условиях труда своих подчинённых, и о достойной заработной плате для них.
Неудержимая душа ветерана
В насыщенном ритме жизни Анатолий Станиславович и не заметил, как достиг пенсионного возраста. Выйдя на заслуженный отдых, продолжал трудиться ещё более десяти лет. Да и после внутренний оптимизм позволил оставаться в центре общества.
Особую заботу о старшем поколении Анатолий Верстак проявлял, занимая должность заместителя председателя районного совета ветеранов. Вместе с председателем организации Виктором Василицким организовывал мероприятия и акции, направленные на поддержание диалога между людьми золотого возраста и молодёжью: уроки патриотизма, круглые столы и т.д. Сотрудничество с райисполкомом, отделом идеологической работы, культуры и по делам молодёжи, школами позволило участвовать в мероприятиях районного уровня.
– Ветеранская организация находилась и находится в центре главных событий, – говорит собеседник. – Приятно, что наши представители проявляют инициативу и ведут за собой молодых. Мы свято храним традиции наших предков и продолжаем добрые дела, которыми славится Зельвенщина.
Нельзя не отметить, что Анатолий Верстак стал одним из первых участников хора ветеранов войны и труда «Успамін». С любовью распространяя лучшие песенные традиции, он выступал не только в составе хора, но и сольно. Коллектив не единожды выдерживал экзамен на творчество и в 1996 году заслужил звание народного, которое подтверждает из раза в раз.
Сегодня вместе с другими земляками Анатолий Верстак – в числе уважаемых гостей и участников районных мероприятий. Своими воспоминаниями он делится с аудиторией разного возраста и всегда говорит о главном – безмерной любви к малой родине. Она взаимна. У Анатолия Станиславовича множество трудовых наград: грамот, благодарственных писем Президента Республики Беларусь, председателей облисполкомов, областного и районного Советов депутатов и др. А на праздничном пиджаке зельвенца среди 11 юбилейных наград две основные: медали «За доблестный труд» и «Ветеран труда».