Это право даёт ему уважение учеников и коллег на протяжении всей его трудовой деятельности и даже спустя много лет после выхода на заслуженный отдых. А также признание его заслуг: в толстой папке ветерана труда – десятки дипломов и похвальных листов райкома комсомола, военкомата, районного отдела образования; Почётных грамот районного и областного исполнительных комитетов; районного и областного Советов депутатов; Министерства образования; республиканской организации профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений БССР; удостоверение и значок «Выдатнік асветы», юбилейные медали «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «115 гадоў прафсаюзнаму руху Беларусі». Имя Николая Карозы занесено в энциклопедию «Кто есть Кто в Республике Беларусь», выпуск которой посвящен 70-летию Победы.
Биография Николая Карозы интересна уже тем, что в его сведениях о детстве и юности переплетаются два района. Родился в обычной крестьянкой семье в деревне Овечицы. В 1948 году этот населённый пункт на 30 дворов относился к Ружанскому району Брестской области. Ближайшая начальная школа находилась в километровом расстоянии – в соседних Пичуках. Тогда в первый класс зачисляли учеников, как, впрочем, и теперь, с семилетнего возраста. Но у Коли была такая тяга к учёбе, что, наблюдая за старшей сестрой, которая делала домашние задания, он научился читать и писать. К тому же, великолепная память позволяла ему с малых лет заучивать длинные стихи. Первые «экзамены» сдавал сельским мужчинам: по вечерам читал им газету «Правда». По соседству с родительским домом жила учительница. Она ежедневно проверяла Колькины знания и ставила ему оценки на тетрадном листке. Когда услышала о решении мальчишки в шесть лет пойти в школу, утешила родных: «Пускай попробует».
Учёба с первых дней давалась парню легко. До сих пор Николай Иванович помнит свои школьные отметки и большой «панскі маёнтак», в котором размещались классы. В семилетку в деревне Монтяки (тоже Ружанский район) приходилось добираться ещё даль-
ше – приблизительно 3-4 километра. Весной и осенью ездил на велосипеде, а зимой – жил на квартире. В документах и ныне хранится характеристика директора школы, которую юноша предоставлял для поступления в Брестский железнодорожный техникум. В ней подробно описаны способности учащегося 7-го класса: «Николай Кароза – прилежный ученик, систематически и аккуратно готовил уроки, содержал в чистоте и порядке учебники, тетради и письменные принадлежности. Успевал в преобладающем большинстве на «4» и «5». Дата: 21/VI.1961 года».
Но стать железнодорожником у Николая не получилось: с 13 лет в техникум не принимали. Пришлось возвращаться домой и идти в 8 класс уже в Зеленевичскую школу, а в 9-й – в Пенюгскую, которую отнесли к Зельвенскому району. Средняя школа прельщала преподаванием новых дисциплин и уроками у талантливых учителей, среди которых Антонина Михайловна Мирская (одна из лучших в районе преподавателей немецкого языка), Фёдор Юльянович Лучко (один из сильнейших математиков).
На этом частая смена школ для Николая не закончилась. В 1963 году в Словатичах построили 2-этажную среднюю школу. Ученики и родители после уроков и во время субботников помогали обустраивать помещение и облагораживать территорию. Спустя время ребята учились в светлых классах, занимались в большом спортивном зале, мастерили в оборудованной для уроков труда мастерской, обедали в просторной столовой. В 1964 году школа выпустила своих первых десятиклассников, среди которых был и Николай Кароза.
На выбор дальнейшего пути повлияло, как считает собеседник, хорошее знание математики. Гродненский пединститут имени Я. Купалы был определён только из-за близкого и удобного расположения к Зельве. Да и город после одной из школьных экскурсий оставил в памяти юноши неизгладимое впечатление.
– В 60-е годы учителя активно организовывали различные экскурсии, – вспоминает Николай Кароза. – Колхоз предоставлял грузовик, на кузов которого натягивали специальную защитную от дождя и ветра плёнку, в народе называли её тэн, на дно укладывали солому. Подростки, усевшись рядками, распевали песни до самого прибытия к месту назначения. Было весело и запоминающе.
Первый год для сельского юноши, окончившего школу с белорусским языком обучения, оказался сложным. Преподавание всех предметов в институте велось на русском языке, поэтому пришлось переучивать многие физико-математические термины и понятия. Но вместе с другими ребятами Николай успешно преодолел языковой барьер. Вскоре стал не только одним из лучших студентов факультета, но и самым активным комсомольцем учебного заведения: участвовал в художественной самодеятельности, в спортивных состязаниях (входил в состав сборной команды по волейболу), в числе студотрядовцев выезжал в Казахстан на освоение целины.
Педагогическая деятельность Николая Карозы началась в 1968 году в Козловичской 8-летней школе (сейчас Елковская СШ). Далее – служба в армии, после которой учитель вернулся в родные края и трудоустроился в Дешковичскую среднюю школу. Преподавал математику и черчение и всё больше ловил себя на мысли, что педагогика – это его призвание, его судьба, предначертанная с малых лет.
– Смотрел на своих учеников и понимал, сколько усилий надо приложить, чтобы меня не просто слушали, а хотели слышать и понимать, – признаётся сегодня ветеран педагогического труда.
В 1970 году Николай Кароза трудоустроился, как и весь бывший коллектив, в введенную в эксплуатацию новую Червоносельскую школу. Вместе с другими учителями усовершенствовал ряд учебных классов: обновил доски, развесил информационные стенды. Для учебно-наглядного оборудования не жалел ни выдумки, ни материалов.
Высокий уровень профессионально-педагогических качеств позволил учителю добиваться хороших результатов в своей деятельности. Увлечение спортом, особенно волейболом, поспособствовало сплочению любителей здорового образа жизни. Вскоре была создана одна из лучших в районе команда волейболистов, которая защищала честь региона на областных соревнованиях. Спортсмены занимали призовые места, выступали в возрастных состязаниях, организовывали показательные турниры ко Дню труда, к празднику Победы и т.д.
– Горжусь своими учениками. Особенно теми, которые были активными, любопытными и целеустремлёнными. Среди них – Михаил Литвинчик, Владимир Захарчук, Владимир Рыбак, Николай Познанский, Иван Воробей, Семён Лапацкий, Александр Румянцев, Александр Парфенчик, Николай Турлай, Анатолий Казак и Николай Казак. Надеюсь, большинство из них помнят меня, – говорит Николай Иванович.
Энергичного, неугомонного специалиста, у которого была масса идей и предложений, заметили в районном отделе народного образования и предложили должность инспектора по трудовому обучению и профориентации, а чуть позже – инспектора по учебным предметам. И надо отметить, что его творческий потенциал не иссякал. Зельвенский отдел образования первым в области ввёл кабинетно-предметную систему обучения, которая существует до сих пор. На базе зельвенских школ не единожды организовывали областные и республиканские семинары по обмену опытом занятий школьников в специально оборудованных под конкретный предмет кабинетах. В начале 2000-х годов приступили к оборудованию компьютерных классов. Сначала по одному в каждой школе, затем их стали обновлять новейшими компьютерами. Спустя время школы были оснащены современной электронной техникой.
Николай Иванович всегда гордился успеваемостью школьников. Он отмечает, что в областном рейтинге зельвенская система образования постоянно занимала призовые места. Учащиеся всегда числились среди победителей областных и республиканских предметных олимпиад, творческих и интеллектуальных конкурсов и т.д.
Инспектор был убеждён, что в школе должны работать неравнодушные люди, способные создать благоприятный психологический климат, от которого зависит весь учебно-воспитательный процесс. Вместе с начальниками отдела образования (за 33 года работал под руководством А.П. Ли-
зунова, М.И. Давидени, Н.Д. Ярмолика, И.И. Чертка, В.М. Семеняки, В.А. Субботки, С.Н. Лойки) проводили большую работу по подбору педкадров, особенно директоров школ и их заместителей. Годы показали, что руководители не ошиблись в педагогическом мастерстве М.Н. Якуты (Словатичская СШ), Т.П. Латош (Теглевичская СШ), М.К. Литвинчика (СШ №3), И.С. Володько (Бородичская БШ), С.И. Ксенжук (Ялуцевичская БШ), А.В. Лебедя (Елковская СШ).
Кроме перечисленного, при участии Николая Карозы проводились апробация новых программ и технологий, разработка методических рекомендаций, инструкций по оформлению документаций, совершенствовался выпуск брошюр и памяток.
«Покой нам только снится» – эти слова наиболее ярко отображают общественную позицию Николая Карозы. Человек неравнодушный, душой болеющий за людей и качество работы, он не только сам не останавливался на достигнутом, но и требовал этого от своих коллег, подчинённых. Он понимал: за дисциплиной, порядком, сплочённостью коллективов – будущее.
Николай Иванович внёс огромный вклад в профсоюзное движение работников образования. За 13 лет председательства в райкоме профсоюза он не раз защищал интересы педагогов и работников школ, помогал им решать насущные проблемы, часто встречался и выступал в коллективах, рассказывал о трудовом законодательстве, о правах и обязанностях работников, пропагандировал здоровый и активный образ жизни.
Да и в себе сочетал талантливого исполнителя, тренированного спортсмена и активиста. Высокий тенор позволял мужчине исполнять партии ещё в институтском хоре, затем вместе с женой участвовать в художественной самодеятельности и хоре колхоза, позже – выступать на районной сцене. Совместно с учителями организовывали районные смотры художественной самодеятельности, которые транслировались по телевидению. Проект настолько понравился корреспондентам и педагогам, что стал ежегодным.
Будучи профсоюзным лидером, Николай Кароза инициировал проведение среди педработников районных соревнований по шашкам, шахматам, настольном теннисе, волейболе, баскетболе, лыжным гонкам и других различных спартакиад. В туристическом слёте участвовали команды отделов образования Слонимского, Свислочского, Берестовицкого районов Гродненской области, Пружанского и Каменецкого районов Брестской области.
– Мне всегда симпатичны люди, которые стремятся к самосовершенствованию, имеют собственное мнение, способны отстоять свою точку зрения и всегда говорят только правду. Таков мой жизненный принцип, этим постулатам учил детей, учу внуков, – подчеркнул в разговоре Николай Иванович.
К слову, не только педколлективы и школьники района радовали Николая Карозу, собственные дети тоже доставляли удовольствие своими успехами. Два сына и дочь закончили Гродненский аграрный университет, нашли себя в профессии агрономов по защите растений. Любят и уважают дедушку восемь внуков, два из которых уже получили высшее образование. Супружеская пара вместе по жизни идёт почти 50 лет. Недавно родилась правнучка, принеся новый статус – прабабушки и прадедушки.
Коммуникабельный ветеран труда не скучает на пенсии. Он – активный болельщик соревнований по футболу, волейболу, гандболу, других спортивных состязаний. Неравнодушный к творчеству земляков, особенно педагогов, мужчина систематически посещает творческие конкурсы. Его многолетний плодотворный труд остался в памяти коллег и последователей, поэтому Николай Кароза – почётный гость районных мероприятий, встреч и акций.
Ирина КОНОН, главный специалист отдела образования (1998-2013 гг):
– Николай Иванович всегда отличался высоким профессионализмом, умением направить деятельность каждого учителя и всего коллектива на достижение поставленной цели. Ответственность, принципиальность, внимательное и уважительное отношение к людям позволили претворить в жизнь интересные идеи и разработки. Компетентный, доброжелательный и тактичный Николай Иванович всегда пользовался в коллективе большим уважением и авторитетом. Касаемо человеческих качеств – один из лучших людей, которых я знаю.
Тамара ГОЙЛО, председатель райкома профсоюза работников образования (2001-2017 гг.):
– Для меня Николай Иванович – пример организованного, дисциплинированного, ответственного и добросовестного человека. Его отношению к исполнению своих обязанностей надо поучиться. Прельщает его умение творчески мыслить, уметь находить нужные слова для каждого человека, его доброта, искренность, образованность и коммуникабельность. Уверена, зельвенцы гордятся этой высоконравственной личностью.