"Нам надо определиться, как будем итоги среднего образования подводить в школах? Какие будем вообще сдавать экзамены?" - сказал глава государства.
При этом Президент задался вопросом целесообразности отмены экзаменов по окончании школы: "Зачем мы убрали из школ экзамены? Я как бывший учитель понимаю, что экзамен в школе - это венец всему. Шли как на праздник, учителя довольные. И я принимал экзамены. Ничего плохого там не было".
"Мы начали упрощаться: четыре, три, два экзамена… Дошли до того, что в школах не надо экзамен (сдавать. - Прим. БЕЛТА). Мы сдаем единый экзамен - централизованно, - продолжил Александр Лукашенко. - Мы убрали самый главный итог работы в школах, венец этого убрали из школ и повезли детей в какие-то сборно-приемные пункты сдавать централизованный экзамен. Даже по форме как-то не очень".
При обсуждении вопроса отмены выпускных экзаменов в школе и замены их на централизованные в качестве одной из причин называлось стремление разгрузить детей. Однако в этом надо действовать разумно и не переусердствовать, создав совсем тепличные условия. "Я считаю, что дети, сдавая школьные экзамены, тренируются и готовятся сдавать экзамены в вузы - более серьезные. И потом, если ты 11 лет нормально занимался, учился, ты подготовишься и сдашь в школе экзамен", - уверен Президент.
Еще одним аргументом при переходе к централизованным экзаменам было обеспечение объективности оценивания знаний в отличие от школ, где учителя могли "подгонять" оценки. Однако при проведении ЦЭ выяснилось, что итоговые оценки в школе в принципе сопоставимы с итогами ЦЭ и не сильно различаются. "Мы подозревали, что школы "подгоняют" как-то оценки. А оказалось (вы сами этот вывод в министерстве сделали), что итоги ЦЭ соотносятся и совпадают практически с итогами в школе. Так зачем из школы забирали экзамены?" - задал резонный вопрос глава государства.
В этой связи Президент поставил задачу в 2024 году окончательно определиться с системой поступления. "При поступлении в вузы мы должны определиться: или мы пойдем опять путем централизованного тестирования, когда сидишь там и иногда тычешь пальцем в небо, или же мы будем сдавать экзамены путем собеседования, используя хорошо зарекомендовавшую себя систему. Или это будет некий симбиоз, смесь того и другого. Мы должны четко определиться. Это не для этого года (задача. - Прим. БЕЛТА), но для следующего года - железобетонно", - заявил Президент.
Глава государства анонсировал проведение большого совещания по заявленной тематике по аналогии с тем, как это было недавно по работе системы здравоохранения. Основным вопросом будет проведение вступительной кампании. Александр Лукашенко подчеркнул, что при его обсуждении хотел бы услышать различные, пускай даже полярные точки зрения специалистов, чтобы на их основе можно было выработать взвешенное решение.
"Подчеркну: ошибок или, не дай бог, злоупотреблений здесь быть не должно. Вы мою позицию знаете: должно быть справедливо и понятно для людей", - обратил внимание Президент.
Кроме того, он напомнил ответственным лицам про необходимость контроля за качеством школьных учебников: "Не забывайте про учебники. Главное в школе - это учебники. Все задачи несколько лет назад были поставлены. Изучите вместе с Комитетом государственного контроля, как решается эта проблема".
Отдельно глава государства обратился к председателю Центральной избирательной комиссии Игорю Карпенко, который работал министром образования до назначения на эту должность Андрея Иванца. "Ты вчерашний министр образования. Тебе было поручение - находиться год-два рядом с министром (Андреем Иванцом. - Прим. БЕЛТА), вникать в эту систему и высказывать свою точку зрения и позицию. Пока я не вижу твоей позиции. Поэтому присоединяйся. Ты всю жизнь в образовании. И у тебя есть люди, которые многое могут подсказать, посоветовать. Надо привлекать, аккумулировать их мнения и тоже вносить предложения", - сказал Александр Лукашенко.
Как отметил на совещании министр образования Андрей Иванец, централизованный экзамен в первую очередь является формой итоговой аттестации за курс средней школы и позволяет увидеть фактический срез знаний каждого выпускника.
"Это для нас очень серьезный и важный инструмент управления системой школьного образования. Я хотел бы прямо сказать: этот инструмент четко ответит на три вопроса: чему учим, как учим и кто учит. Для этого у нас есть весь необходимый инструментарий", - заявил министр.-0-