Главная / Новости / Новости региона
02.02.2023

Как проходит восстановление Старого замка в Гродно и какие сюрпризы ждут посетителей бывшей резиденции королей – в интервью с директором Гродненского государственного историко-археологического музея Юрием Китурко

 Спустя пять лет после начала масштабной реставрации Старый замок из неприглядного серого сооружения постепенно превращается в роскошный королевский дворец. Восстановление архитектурной жемчужины Принеманья продолжается, но уже сейчас замок впечатляет и приводит в восторг местных жителей и туристов. О том, с чего все начиналось, каким разнообразием художественных деталей и инновационных решений поражает бывшая резиденция Стефана Батория, с какими трудностями пришлось столкнуться в процессе реконструкции, о тайнах и сюрпризах, поджидающих впереди, наша беседа с директором Гродненского государственного историко-археологического музея Юрием Китурко.

Photo-1.jpg

Придать первозданный вид

– Старый замок обладает особой исторической харизмой. Но, чтобы ее подчеркнуть, пришлось приложить колоссальные усилия. Юрий Викторович, вспомните, когда был дан решающий импульс восстановлению королевской резиденции? 

– Старый замок – визитная карточка Гродно. Долгое время он являлся резиденцией великих князей литовских и королей польских. Поэтому и было принято решение восстановить его именно в таком виде, каким он был во время правления короля Стефана Батория. Своей резиденцией король сделал замок в Гродно в 80-е годы XVІ века и тогда же его перестроили в ренессансном стиле, придав сооружению роскошный вид.

До наших дней замок утратил свое былое величие. Предстоял серьезный объем работ, чтобы былая резиденция короля вновь обрела черты XVI века.

Стартом процесса восстановления Старого замка следует считать 2014 год, когда началась разработка строительного проекта реставрации. Непосредственно к работам приступили осенью 2017-го, когда уже был готов проект и открыто финансирование.

Говорят, в любом деле самое трудное – начать. И это действительно так. Мы понимали: предстоит огромный пласт работ, ведь объект сложный во всех отношениях. Во-первых, с научной точки зрения: чтобы воссоздать облик замка, нужно было располагать достаточным объемом достоверных исторических свидетельств. Во-вторых, сложности возникали с точки зрения финансирования, организации строительных работ, доставки материалов, проведения необходимых археологических раскопок и т.д.

Photo-31.jpg

Восстановление замка не идет ни в какое сравнение с возведением какого-нибудь офисного здания или большого жилого дома. С объектом исторического наследия обходиться нужно соответственно. Каждый этап требует особого подхода. В самом начале мы были ограничены в кадрах, опыт реконструкции такого объекта строителями был не наработан, и, конечно, это замедляло ход работ. Но, надо сказать, мы довольны тем, как работники «Гродножилстроя» потрудились на данном этапе, к стройке они подошли ответственно.

Что касается в целом проекта восстановления, то он рассчитан на три очереди. За основу взят эскизный проект минского архитектора Владимира Бочкова. Научным руководителем проекта является Олег Шимбарецкий.

Photo-30.jpg

Повернуть время вспять

– В процессе археологических раскопок на территории замка из небытия «возрождались» различные артефакты. Расскажите об этих находках.

– Археологам удалось найти около трех тысяч предметов. В основном это керамика, как строительная, так и бытовая. Также цельные деревянные конструкции, основание печи. Из интересного – несколько шахматных фигур. Например, деревянная пешка XIII века, на которой виден знак Солнца, – круг со спицами. Обнаружен и фрагмент шахматной доски, остатки разорванной пушки, кожаных изделий – ремней и обуви, украшения. 

Найденное при раскопках на месте работ, во-первых, значительно пополнило экспозицию историко-археологического музея, расположившегося как раз в Старом замке, а во-вторых, помогло строителям и архитекторам реконструировать прошлое – восстановить утраченные фрагменты фасадов и интерьеров, архитектурных деталей и декора.

Photo-13.jpg

В ходе раскопок перед археологами стояла конкретная задача – найти фундаменты зданий, о которых практически ничего не знали или предполагали, что они должны быть, глубину их залегания. В связи с открывшимися обстоятельствами при реконструкции замка первый этаж средней башни оказался отрезанным от всего остального внутреннего объема музея. Было принято решение: раз археологические раскопки выявили следы реставрации и советского, и межвоенного периодов, также фундаменты давних времен, то пробивать в них проход не стоит. Поэтому теперь в среднюю башню мы попадаем через отдельную дверь. 

– Пройтись по лабиринтам замка первые посетители смогли в ноябре 2021 года. Тогда их вниманию были представлены и четыре музейные экспозиции. В чем их уникальность?

– Над составлением четырех экспозиций, которые открылись в замке с окончанием основного объема работ в рамках первой очереди реконструкции, трудились сотрудники музея. Это, можно сказать, пик работы научного сотрудника. Ведь экспозицию нужно придумать, составить текст экскурсии, подобрать предметы, на которые твой рассказ будет опираться. Потом в содружестве с художником-оформителем создать экспозицию, которая будет доступна и понятна людям, вызовет интерес. Это достаточно сложный и творческий процесс, требующий от всех заинтересованных больших интеллектуальных знаний. Проделанной работой своих сотрудников очень доволен, горжусь ими.

В четырех выставочных залах разместились уникальные экспонаты, начиная со времен застройки Замковой горы и заканчивая периодом процветания города при короле Стефане Батории. Например, в экспозиции, посвященной истории строительства Старого замка, можно увидеть материалы, найденные археологами в разные годы. Например, плинфу, то есть кусок кирпича древнерусского периода XII века, на котором написано: «Бог посреди его. Бог сохранит его и не даст ему разрушиться с самого утра». Это слова из Псалма, которые византийский император Юстиниан приказал писать и выкладывать на стенах Константинопольской Софии – первого православного храма. Также голосники, кирпич с рельефным изображением герба «Колюмны» XIV века, горшковые изразцы, из которых делали печи во времена короля Батория.

Photo-17.jpg
Photo-15.jpg

Photo-19.jpg

Помимо представленных музейных экспозиций, особой популярностью у посетителей пользуется еще одна комната замка, переносящая нас в средневековую типографию. Первоначально она была выделена архитекторами под бытовые нужды. Небольшая по размеру с печью и сводчатыми потолками – когда мы ее увидели, то сразу поняли, что можем найти этому другое применение. Родилась идея с типографией, которая оказалась удачной. Заказали старинный печатный станок для гравюр, матрицы. Людям нравится не только смотреть, изучать, но и что-то делать своими руками, попадать в необычную среду. 

Еще одна фишка нашего замка, которая очень нравится жителям и гостям Гродно, – обзорная площадка. С нее открывается красивый вид на Неман и исторический центр города.

– Очень удобно, что благодаря мультимедийным системам детальную информацию о каждом из экспонатов можно прочитать самостоятельно.

– Разработка мультимедийного контента – отдельный, большой участок работы по созданию музейных тематических экспозиций. Сегодня этот инструмент позволяет более зримо доносить до посетителей замка заложенные в экспозициях смыслы. Изготовлением интерактивных элементов занималась компания «СпецВидМонтаж». 

Путешествуя по залам и листая информацию в инфокиосках, можно познакомиться с интересными сведениями о каждом из предметов в экспозиции, повернуть, приблизить их, также узнать больше о событиях, исторических персоналиях, занятиях в различные исторические периоды. Данная информация доступна посетителям на шести языках: белорусском, русском, английском, польском, литовском и китайском. 

Среди новаций – видео и 3D-проекция, при помощи которых появляются сюжеты из истории Замковой горы и города Гродно. Так, в одной из музейных комнат оживает старинное изображение Гродно с гравюры 1568 года. Это всегда удивляет и восхищает. 

Photo-16.jpg

Заглянуть в каплицу короля

– На днях свои двери для посетителей распахнули три новых интерьерных зала – каплица, королевская баня, покои чиновника. На чем в них сделан акцент?

– Главная особенность этих залов – интерьер. А значит, они впечатляют не экспонатами, а своими художественными решениями, видом – витражами, каминами и другими деталями. 

Надо сказать, что интерьеры новых залов в некоторой степени приближены к тем, которые могли быть здесь при правлении короля Стефана Батория. В основном все, что мы видим в помещениях, разработано Владимиром Бочковым. В 90-е годы он занимался тем, что подбирал различные детали интерьера для гродненского замка. Листал альбомы, выбирал, что могло бы быть в резиденции, при этом особо ориентировался на Италию (XVI – начало XVII века). Потому многие вещи, которые представлены в залах, – точные копии того, что находится в музеях и дворцах Италии. 

Photo-46.jpg

Photo-34.jpg

Например, в каплице, украшенной цветными витражами и росписями с христианскими сюжетами, можно увидеть аналой, напольные подсвечники – точные копии, соответствующие образцам тех времен. Особое внимание обращает на себя поставец, или шкаф, который датируется ХVIII веком. 

Photo-44.jpg

Photo-42.jpg

Здесь же вдоль стен разместились выполненные из песчаника алтари, которые инкрустированы мрамором. Из мрамора сделан и пол часовни.

Особое место отведено большой печи – точной копии того времени. К слову, изящные бело-голубые изразцы соответствуют тем, что были найдены во время археологических раскопок на Замковой горе. Самый ценный экспонат – старинная аутентичная фреска XVI века, фрагмент которой открыли во время демонтажных и строительных работ, сняли для реставрации, расчистили, укрепили и вернули на то же место.

Деревянными дубовыми панелями с растительными мотивами – вазами с букетами аканта – декорированы стены в королевской бане. Поражают кессонные потолки. 

Photo-29.jpg

Photo-22.jpg
Photo-20.jpg
Photo-27.jpg

Основной объем работ по интерьерам на очень высоком уровне выполнен специалистами «Белреставрации».

Реставрация продолжается

– Юрий Викторович, на очереди – величественный алебастровый зал. Его открытие запланировано на весну этого года. Говорят, это будет одна из самых роскошных комнат замка…

– С открытием алебастрового зала, который служил комнатой для отдыха короля, завершится первая очередь реконструкции. Сейчас там проводится последняя часть художественных работ, изготавливается пристенный камин из песчаника.

Посетители увидят роспись на стенах в два уровня. На том, что пониже, – вид города в XVI веке с изображением строений тех времен, Коложи, Фары Витовта с ратушей. Выше расположится мифологическая аллегория – изображения богов Олимпа. На потолке – лепнина с античными сюжетами и хрустальные трехъярусные люстры, в каждом углу его поддерживают кариатиды. Пол дубовый и даже двери – отдельное произведение искусства. Детали в скором времени вы увидите.

Photo-28.jpg
Photo-41.jpg

– На какой стадии сегодня находится вторая очередь реконструкции замка, включающая работы в королевском дворце и флигеле со стороны пожарного депо?

– Вторая очередь реконструкции еще на стадии проектирования. Предстоят сложные восстановительные работы.

Была выполнена работа по написанию исторической справки, завершены комплексные натурные научные исследования, сделано огромное количество зондажей внутри и снаружи дворца, проведены археологические раскопки, позволяющие понять, каким раньше было сооружение, подвергалось ли оно перестройкам. 

Раскопки проводились вдоль почти всей внутренней стены дворца и на месте примыкающего со стороны пожарного депо флигеля. В целом удалось выяснить несколько интересных моментов. Оказывается, в ХVII веке во дворе все было не так, как в ХVI веке. Например, на уровне второго этажа находилась галерея вдоль большей половины дворца. С нее заходили прямо в сенаторский зал на втором этаже. 

В ходе раскопок удалось прояснить все детали касательно того, каким был флигель. А вот то, как выглядело крыльцо и каким в итоге оно должно быть, до сих пор вызывает споры. 

Проект второй очереди должен быть готов к концу этого года, в следующем при выделении финансирования начнутся работы. Стены немного надстроят, восстановят оконные проемы, и в дальнейшем будет создан ряд новых музейных экспозиций с современным оборудованием.

Чтобы понять объем предстоящих работ, представьте, что первая очередь строительства – это чуть более 20 процентов от запланированного. На нее ушло 34 миллиона рублей. Следующая очередь обойдется уже в 80 миллионов.

Третий этап затронет сам двор, стены со стороны Городничанки и оставшуюся часть стены со стороны Немана со всеми прилегающими хозяйственными постройками. Для нас пока что загадочным местом остается угловой мыс. Скорее всего, он был подмыт Неманом, поэтому мы имеем фундаменты только внутренних стен. К тому же у горы отсутствует та конфигурация, что была в ХVI веке – мыс срезан. Предстоит разобраться с Нижней и Верхней церквями. В планах создание подземного павильона, где будут экспонироваться руины церквей, а также остатки так называемого княжеского терема.

Photo-7.jpg
Photo-43.jpg

– Юрий Викторович, глядя на частично реконструированный Старый замок, довольны ли Вы проделанной работой? 

– Безусловно. Несмотря на все трудности, серьезные обсуждения, дискуссии и постоянные споры, нам удалось сделать многое. И главное – вдохнуть новую жизнь в наше историческое наследие, возродить его, став ближе к своему богатому прошлому. 

Ольга ЗАЕНЧКОВСКАЯ