В век цифровых технологий некоторые заявляют, что интерес к живому общению стремительно падает. Мол, наши современники более охотно совершат виртуальную прогулку по Лувру или посмотрят экранизацию знаменитого мюзикла, чем в реальности заглянут в художественную галерею своего города. Но это далеко не всегда так.
Здесь нельзя плохо работать
— Алексей Николаевич, что вас заставило связать свою жизнь с искусством?
— Какие творческие идеи удалось реализовать?
— Уверен, что у нас на Слонимщине база для организации интересных праздников и фестивалей — одна из лучших в области. Для меня всегда было важно все организовать так, чтобы после не стыдно было в глаза людям смотреть. Потому что Слоним — город небольшой. Нас все знают, и меньше всего хочется запятнать себя недобросовестным отношением к работе. Даже в 200-тысячном городе проще затеряться. А тут, образно говоря, полгорода в один и тот же магазин ходит. Поэтому каждый праздник мы старались сделать интересным и неповторимым. Не говоря уже о нашем уникальном фестивале «Полонез», куда съезжались коллективы из разных стран.
Дед Мороз — амплуа сквозь годы
— Да, действительно. Я «штатный» местный Сапега и Огинский. А еще я «штатный» слонимский Дед Мороз. В свое время участвовал в республиканском конкурсе Дедов Морозов и даже занял первое место в этом амплуа. В этой роли я всегда чувствовал себя комфортно. Еще когда учился в 10-м классе, а моя мама была воспитательницей в детском садике, приходил к ней на утренники. Потом была школа, училище… Надеюсь, что эта миссия останется за мной надолго. Каждый год у нас проходит мозговой штурм: как зрелищнее, лучше и интереснее провести шествие Дедов Морозов, как необычно зажечь главную районную елку. Один раз эта обязанность была возложена на спасателя при полной амуниции, который, взяв у меня посох, забрался по выдвижной лестнице к верхушке елки и зажег ее. В другой раз Баба-яга отправилась вверх на ступе, чтобы дать старт началу праздничной иллюминации. Под ступу тогда тщательно замаскировали люльку жэсовского подъемника. Сейчас есть задумка зажечь елку с помощью дрона.
— В театр вы привнесли свое желание сделать представление более интерактивным, как бы вовлечь в него зрителя. И особенного успеха вы добились у маленьких театралов…
— Для того чтобы погрузить зрителя в атмосферу театра, мы обустроили специальную комнату, в которой разместили небольшие фотозоны: это интерьеры разных исторических эпох, театральные костюмы, предметы, отсылающие нас из обыденного мира в театральную реальность. Мы очень гордимся нашими детскими новогодними праздниками, на которые, кстати, в этом году уже записываются группы из других районов области. Мы ведь готовим не только представление, но и активную игровую программу, а также другие развлечения. Ребята не успевают скучать. Детские спектакли являются визитной карточкой нашего театра. Думаю, мы занимаем лидирующее место в стране по количеству таких постановок. К тому же они у нас очень яркие и интересные. Я уверен, что наши детские спектакли украсят любую сцену.
В искусство надо вкладывать душу
— Вы живете в самом маленьком городе страны с собственным профессиональным театром. Какие особенности это накладывает?
— Сложнее всего приходится с комплектованием актерского состава — у нас 20 ставок артистов. На данный момент пять вакансий. С женскими ролями нет проблем, во всем возрастном диапазоне: от зрелых до молодых. С мужчинами сложнее. К нам приходят ребята по распределению, но долго им проработать не удается: надо идти в армию. После окончания службы их здесь ничего не держит: не успели обзавестись друзьями, привыкнуть к городу, коллективу. И они уезжают. В этом году пришли два молодых человека. Насчет одного из них удалось договориться, чтобы он прошел службу в резерве. И вот надеюсь сейчас: а вдруг ему понравится у нас? Замечательный, перспективный актер. Даем общежитие — своя отдельная комната, в постановках задействуем, опекаем. Знаете… Предать свой театр тяжело. Если окунулся в его атмосферу, вышел на подмостки — ты прикипаешь к нему душой. Но для этого необходимо время.
— Как загружен работой драмтеатр?
— С гордостью могу сказать, что у нас проходит большое количество спектаклей. Мы очень много гастролируем. До пандемии давали 357 спектаклей в год. Это больше, чем один спектакль в день! Сейчас из-за коронавируса по плану 270 спектаклей в год, но реально, скорее всего, выйдем на 300. Конечно, мы ориентируемся на постановки, которые в большей степени интересны зрителю. Это в основном комедии. В то же время не отказываемся от белорусских авторов. Я ставлю задачу, чтобы не менее одного нового спектакля в год мы готовили именно по пьесам отечественных драматургов. Всего по планам в год сдаем четыре новые постановки. В прошлом году был поставлен спектакль по пьесе великолепного гомельского драматурга Василя Ткачева «Белый лист». К нам приезжал сам автор и признался, что до нас за воплощение его пьесы брались уже дважды, но именно наша, слонимская интерпретация ему понравилась больше всего. Как видите, все свидетельствует о том, что даже региональный театр в небольшом городе сегодня востребован. Надо только вкладывать в свое искусство душу и талант.
Всё начиналось на этих подмостках
РАЙОНЫ ВДОХНОВЕНИЯ
Помимо столицы и областных центров, свои театры есть в пяти малых городах страны. Для наглядности приведем количество населения в каждом из них:
♦ Бобруйск (Могилевский областной театр драмы и комедии имени В. И. Дунина-Марцинкевича) — 212 200 человек;
♦ Пинск (Полесский драмтеатр) — 125 900 человек;
♦ Мозырь (Мозырский драматический театр имени И. Мележа) — 105 430 человек;
♦ Молодечно (Минский областной драмтеатр) — 91 060 человек;
♦ Слоним (Слонимский драмтеатр) — 49 830 человек.
СБ