– Мы дети войны, – именно с этих слов начали свой рассказ Виктор Николаевич и Софья Васильевна Супруны. – Поэтому с детства привыкли всё делать своими руками. Помним, как в уже мирное время все жители Золотеево (от мала до велика) вышли восстанавливать село. Собственными силами соорудили каменную дорогу с Деречина на Зельву. Мальчишки, парни, мужчины трамбовали и муровали, а девочки, девушки и женщины сносили отовсюду им камни. Молодежь и клуб построила. Колхоз выделил нам работника, что в строительстве понимал, вместе с ним из глиняно-соломенных блоков смастерили место для танцев. Старики тогда смеялись, мол, стоять не будет ваш клуб. А стоит до сих пор.
Виктор Супрун – передовой аграрий, стахановец, ударник труда, более 40 лет посвятил работе в родном колхозе. Пришел в местное хозяйство «Якуб Колас» будучи несовершеннолетним. В школе проучился немного – нужно было трудодни зарабатывать, чтобы семье помогать (минимум 120 трудодней выработать).
Сельское хозяйство сблизило парня, который трудился в комсомольской бригаде, с будущей женой. Часто молодые люди пересекались то на ферме, то на поле.
– Когда была учетчицей на ферме, Виктор и его коллеги помогали мне кормить скот. Как помощником бригадира стала, смогла оценить парня, когда сеяли, а потом окучивали кукурузу, – вспоминает Софья Васильевна. – Среди других он был самый послушный, с любым делом лучше всех справлялся и к людям уважительно относился. Он справедливый и честный человек. Понравился мне очень, а я ему. Вот и решили пожениться.
Пара сыграла свадьбу в 1962 году. Вскоре молодую семью ждало пополнение – родилась дочка Людмила.
Через несколько лет Супруны уехали трудиться в Казахстан. На целине прожили два года. Там появилась на свет их вторая дочь Светлана – светловолосая кареглазая девочка. В чужих краях Виктор Николаевич в зимнее время был животноводом, а по весне засеивал казахстанские поля. Софья Николаевна же присматривала за детьми, так сказать, в декретном отпуске была.
– Подружились с моим Витей казахи. Но не подходил ему и Людочке местный климат, а я очень хотела на родину. Поэтому и вернулись мы на Зельвенщину. Купили жилье в Вороничах, – говорит женщина. – Много сел объездили тогда, но все дома были заняты, сложно было что-то найти. Не сравнить, конечно, с теперешним временем, когда деревни практически пустуют. Но в Вороничах не было школы, поэтому решили вновь перебраться в Золотеево, и дом за собой привезли на новый участок, что нам выдали. Там и сын долгожданный родился – Виктор.
Глава семейства тогда был животноводом уже в реорганизованном колхозе «Большевик» на ферме «Золотеево». Трудился там до тех пор, пока не произошел форс-мажор: сделали ему операцию по удалению аппендицита.
– Тяжести мне поднимать врачи запретили, а на ферме без этого никак. Вот жена и не пускала на работу, – рассказывает мужчина. – В тот момент от колхоза набирали людей на учебу в школу тракториста в Козловщине. Соня настояла, и я поехал получать образование. Тем более, механизаторам платили 56 рублей, а животноводам – 40. В 1976 году получил аттестат. А вскоре и свой первый трактор. Так мне нравилось колесить на нем по зельвенским полям, что даже поесть, бывало, забывал.
Тракторист умело справлялся с техникой и всеми делами, поэтому был задействован в каждом сельскохозяйственном сезоне. Посевная – цеплял к трактору сеялку, косовица – косу, осенняя уборочная – копалку. А на жатву пересаживался на комбайн «Нива» и получал рекордные намолоты.
Как писала в своих стихах, посвященных отцу, старшая дочка-писательница Людмила Воронова-Супрун: «А бацька, хлебароб заўзяты, усім, чым мог, дапамагаў, прыходзіў запаўнач да хаты, бо хлеб і сеяў ён, і жаў…».
– Однажды за уборку довелось всем колхозом собрать 3600 тонн зерна, из них 1200 – моему экипажу. Гордился, первое место в соревновании тогда заняли, – отмечает бывший аграрий. – А еще на зеленой жатве премию заработал хорошую: целых 460 рублей. Большие деньги это были: инженеры с высшим образованием по окладу получали 120 рублей.
Награждали передовика хозяйства на каждом празднике и отчетном собрании. Целая папка грамот и дипломов у семьи Супрун хранится в доме по сей день. И парадный пиджак Виктора Николаевича всё еще украшают три нагрудных знака: «Ударник коммунистического труда», «Ударник одиннадцатой пятилетки» и «Победитель социалистического соревнования».
– С каждого Дня работников сельского хозяйства возвращался наш стахановец с подарком: то радио несет, то бритву, то самовар, – указывает Софья Васильевна. – За трудолюбие и заслуги перед районом был даже на Доску почета занесен.
В 1995 году пришла пора механизатору уходить на льготную пенсию. Но Виктор Супрун не спешил расставаться с аграрными буднями и еще шесть лет продолжал трудиться.
– Ездил, пока зрение полностью не потерял, – в завершение добавляет Софья Супрун. – Когда правый глаз перестал видеть, даже никому ничего не сказал, чтоб не запретили работать. Признался лишь, когда и левый начал подводить. Передал свой трактор в другие руки и ушел на заслуженный отдых. Но, знаете, каждый вечер выходил во двор (пока полностью не ослеп), залазил на скирду соломы и слушал, как тракторы «стрекочут». Очень переживал, что там, в поле, без него не так, как нужно, пашут или семена высевают. По-настоящему, всей душой мой Виктор любил то, чем занимался.