Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Информация КГК

С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. №376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее – Указ № 376) реализован очередной этап выполнения поручений Главы государства о либерализации предпринимательской деятельности. В том числе путем реформирования контроля и надзора.

Указом № 376 внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510). Данные нормативные правовые акты являются основополагающими в регулировании контрольной и надзорной деятельности.


С 1 января 2018 г. государственный контроль субъектов хозяйствования может осуществляться в 4-х формах:

- выборочных проверок;

- внеплановых проверок;

- мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;

- мер профилактического и предупредительного характера.

Контроль (надзор) в указанных формах могут осуществлять исключительно контролирующие и надзорные органы. Это те государственные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица, территориальные органы, подчиненные организации), которые уполномочены на осуществление контроля (надзора) законодательными актами или нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь.

Осуществление контроля и надзора коммерческими организациями не допускается. Временное исключение установлено для органов энергетического и газового надзора (в Гродненской области – РУП «Гродноэнерго» и УП «Гроднооблгаз»), которые вправе до 1 января 2019г. осуществлять надзор исключительно в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера. 

Проверяемыми субъектами являются организации, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика, представительства иностранных организаций, индивидуальные предприниматели, нотариусы, а также лица, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временные (антикризисные) управляющие, не являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается и влечет привлечение должностных лиц контролирующих (надзорных) органов к установленной законодательными актами ответственности.

Проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное.

В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.

В случае, если субъект полагает, что у него проверка назначена необоснованно,нарушен порядок ее назначения (а именно без учета требований, предъявляемых Указом № 510 к назначению проверок), либо о проведении проверки проверяющим не внесена запись в книгу учета проверок субъект вправе подать заявление (жалобу) о признании проверки незаконной. Такая жалоба (заявление) может быть подана вышестоящему контролирующему (надзорному) органу (руководителю контролирующего (надзорного) органа, если вышестоящий контролирующий (надзорный) орган отсутствует) в течение 10 дней со дня начала проверки. Пропуск данного срока является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.

По результатам рассмотрения жалобы (заявления) субъекта контролирующий (надзорный) орган не позднее 10 дней со дня ее получения принимает решение (о признании проверки незаконной либо отказе) и в течение 3-х рабочих дней направляет его копию субъекту. В определенных случаях - если проверка признана незаконной, соответствующее решение направляется и в органы Комитета госконтроля либо прокуратуру. 

При несогласии с отказом в признании проверки незаконной субъект в 10-ти дневный срок со дня получения решения вправе подать заявление в суд с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц контролирующего (надзорного) органа при невнесении записи в книгу учета проверок либо нарушении порядка назначения (необоснованного назначения) проверки. Если ответ субъектом по его жалобе не получен в установленные сроки, с указанным заявлением он вправе обратиться в суд в течение 10 дней со дня истечения срока, предоставленного контролирующему (надзорному) органу на рассмотрение жалобы и направление ответа субъекту.


ПРОВЕРКИ

Проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов.

С проверкой к субъекту вправе выйтитолько те контролирующие (надзорные) органы, которые включены в Перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом 510 (здесь и далее по тексту - в редакции Указа № 376).

Запрещены проверки в отношении субъектов, с даты государственной регистрации которых (присвоения учетного номера налогоплательщика) (за исключением реорганизованных), не прошло 2 года. Дополнительно введен запрет на проверки в отношении объектов строительства: с 1 января 2018 года деятельность субъектов в отношении объектов строительства не может быть проверена в течение 2-х лет после ввода этого объекта в эксплуатацию.

В указанный период могут быть назначены внеплановые проверки, но в исключительных случаях, определенных в пункте 8 Указа №510 (в том числе могут быть проверены те субъекты, в отношении которых имеется поручение Главы государства, а также использующие бюджетные средства, государственное имущество, меры господдержки и др.).

В ходе проверок проверяющие могут требовать от проверяемого субъекта только те сведения и документы, относящиеся к подлежащим проверке вопросам, которые субъект обязан иметь, вести, составлять в соответствии с законодательными актами.

Проверка налогового законодательства может быть проведена за период, не превышающий 5-ти календарных лет до года назначения проверки и истекший период текущего календарного года. 

При планировании и проведении проверок субъектов все надзорные органы (за исключением органов прокуратуры) обязаны использовать контрольный список вопросов -чек-лист, по которому проводится опрос субъекта на предмет соблюдения им требований законодательства.

С такими списками вопросов (формы чек-листов) субъекты имеют возможность ознакомиться на официальных сайтах соответствующих контролирующих (надзорных) органов. 


Проверки могут быть выборочными и внеплановыми.


Выборочные проверки.

Отменена норма законодательства, предусматривающая проведение плановых проверок в соответствии с координационными планами контрольной (надзорной) деятельности. 

Предусмотрено проведение выборочных проверок с 1 января 2019 г.

Для проведения выборочных проверок будут отбираться субъекты в порядке, установленном в пункте 9 Указа № 510. В том числе отбор должен проводиться с учетом критериев оценки степени риска совершения субъектом нарушений законодательства. То есть установлен риск-ориентированный подход к выбору субъекта проверки. 

Для этого каждый государственный орган по своей сфере контроля (надзора) определяет перечень таких критериев и присваивает им баллы. Полученная матрица будет накладываться на подконтрольные субъекты. Те субъекты, у которых количество баллов превысит определенный уровень, так называемый индикатор, будут отнесены к высокой степени риска.

Критерии оценки степени риска должны быть в обязательном порядке согласованы с созданным при Комитете госконтроля Республики Беларусь Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности. В состав данного совета вошли как представители ряда министерств, так и бизнес-сообществ страны.


Внеплановые проверки.

С учетом того, что выборочные проверки будут проводиться с 2019 года, в 2018 году могут проводиться, при наличии оснований, внеплановые проверки.

При внеплановой проверке могут быть изучены только те вопросы (сферы), к которым относятся факты и обстоятельства, явившиеся основанием для ее назначения.

В течение года несколько внеплановых проверок одного и того же субъекта контролирующим (надзорным) органом, его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) может проводиться только при наличии решения Главы государства и должностных лиц, перечисленных в части первой подпункта 12.2 пункта 12 Указа № 510.

Исключено более половины оснований для назначения внеплановых проверок. Внеплановые проверки могут быть назначены исключительно в следующих случаях:

- поручение Главы государства;

- поручение Совета Министров;

- наличие информации о фактах нарушения законодательства;

- использование субъектом бюджетных средств, государственного имущества, мер государственной поддержки;

- по вопросам осуществления банковской деятельности;

- проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства);

- проведение дополнительной проверки;

- по возбужденному уголовному делу;

- возникновение инфекционных заболеваний либо подозрений на них, установление несоответствия гигиеническим нормативам факторов среды обитания человека;

- если субъект включен в Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;

- внеплановые тематические оперативные проверки;

- по вопросам обеспечения безопасности выпускаемой или находящейся в обращении продукции. 

А если с даты государственной регистрации субъекта или присвоения УНП обособленному структурному подразделению (за исключением реорганизованных), создания представительства иностранной организации, первоначальной выдачи свидетельства о регистрации лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность, и уплаты сбора за ремесленную и деятельность в сфере агроэкотуризма не прошло 2 года, то проверка таких субъектов может быть проведена во внеплановом порядке в случае:

- поручения Главы государства;

- при наличии информации, свидетельствующей о совершении незаконных финансовых операций на сумму свыше 1000 базовых величин

- в отношении субъектов, включенных в реестр с повышенным риском правонарушений в экономической сфере;

- по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу;

- в случае установления инфекционного заболевания, связанного с деятельностью проверяемого субъекта;

- в рамках надзора за банковской деятельностью;

- в случае использования проверяемым субъектов бюджетных средств, госимущества, мер господдержки;

- при необходимости проведения дополнительных проверок.


Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера.

Такая форма контроля может использоватьсятолько теми контролирующими (надзорными) органами и только по тем мероприятиям,которые включены в Переченьмероприятий технического (технологического, поверочного) характера, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2012 №1105. Данный перечень должен быть доработан Правительством с учетом требований Указа №376. Контролирующие (надзорные) органы, не включенные в указанный перечень, не имеют права проводить такие мероприятия.

Сведения омероприятиях технического (технологического, поверочного) характера по вопросам соблюдения ТНПА при строительстве вносятся в журнал производства работ. 


Меры профилактического и предупредительного характера.

Такая форма государственного контроля может проводиться всеми контролирующими (надзорными) органами. 

К таким мерам относятся:

- проведение мониторинга, направление рекомендаций по устранению выявленных недостатков;

- проведение разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;

- информирование субъектов (в т.ч. посредством сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок;

- проведение семинаров, круглых столов и другого.

Наиболее часто применяемая контролирующими (надзорными) мерапрофилактики совершения правонарушений – мониторинг. Он проводится в целях выявления и предотвращения совершения нарушений без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок. 

Мониторинг должен проводиться на основании решения руководителя (его заместителя) контролирующего (надзорного) органа.


Меры реагирования, применяемые по результатам государственного контроля (надзора).

Если контролирующим (надзорным) органом выявлены нарушения законодательства, то субъекту выносится:

- решение по акту проверки (после проведения проверки);

- требование (предписание) об устранении нарушений (после проведения проверки, мероприятий технического (технологического, поверочного) характера);

- рекомендации об устранении нарушений (после проведения мониторинга).

Если по результатам государственного контроля (надзора) выявлены нарушения законодательства, создающие угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, то субъекту (на срок до устранения выявленных нарушений) выносится:

- предложение о приостановлении деятельности (после проведения проверки, мониторинга, мероприятия технического (технологического, поверочного) характера). В случае, если проверяемый субъект примет решение о нецелесообразности приостановления деятельности, то контролирующие (надзорные) органы вправе обратиться с заявлением в суд об установлении такого приостановления;

- требование (предписание) о приостановлении (запрете) производства (реализации) товаров, работ, услуг, эксплуатации транспортных средств (после проверки, мониторинга, мероприятия технического (технологического, поверочного) характера).

Каждое лицо имеет право обжаловать решение по акту проверки,требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих, если такое лицо полагает, что указанные документы и действия нарушают его права и (или) законные интересы. Жалоба подается вышестоящему контролирующему (надзорному) органу или вышестоящему должностному лицу контролирующего (надзорного) органа в течение 30 календарных дней со дня вынесения указанных документов (совершения действий). Такая жалоба может быть подана также в экономический суд в течение 1 года со дня их вынесения.

Определен перечень грубых нарушений, совершенных должностными лицами контролирующих и надзорных органов, за которые предусмотрена административная ответственность контролеров.

Это:

- невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок;

- отсутствие оснований назначения проверки;

- превышение установленных сроков проведения проверки;

- проверка выполнения требований законодательства, не относящихся к компетенции контролирующего (надзорного) органа;

- требование представления документов по вопросам, не указанным в предписании на проведение проверки;

- отбор проб и образцов в количестве, превышающем установленные законодательством нормы;

- непредставление проверяемому субъекту акта проверки в установленные сроки и порядке.

Контроль за выполнением требований Указа №510 как контролирующими, так и надзорными органами с 1 января 2018 г. возложен на Комитет государственного контроля.
© Зельвенский районный исполнительный комитет, 2024.